- Порядок обращения пациентов в медицинскую организацию
- Порядок разрешения споров и конфликтов между медицинской организацией и пациентом
- Тактика досудебного урегулирования конфликтов
- Врачебная медицинская комиссия по урегулирования споров
- Рассмотрение обращений пациентов врачебной комиссией
- порядок выдачи выписок из медицинских документов или их копий пациенту или другим лицам
- Порядок предоставления пациенту медицинской документации
- Выдача пациенту оригиналов медицинских документов
- Лица, которым предоставляется медицинская документация
- Сроки предоставления пациенту медицинской документации
- Ответственность за отказ в предоставлении (получении) медицинской документации
Врачебная медицинская комиссия по урегулирования споров.
Как мы уже говорили, в медицинском учреждении должна быть проработана детальная система ведения конфликтных ситуаций, которая закрепляется в локальном акте поликлиники. Одной из целей функционирования врачебной комиссии по ст. 48 ФЗ «Об охране здоровья граждан», является принятие решений в конфликтных и тяжелых случаях оказания медицинской помощи, поэтому организация врачебной комиссии является идеальным инструментом на досудебном этапе разрешения конфликтов. Если мы обратимся к приказу Минздравсоцразвития № 502-н от 05.05.2012 года, то сможем детализировать интересующую цель работы постоянно действующей комиссии врачей: принятие решений в сложных и конфликтных ситуациях при лечении, профилактике, реабилитации и санаторно-курортном лечении граждан; принятие решений в ситуациях, требующих быстрого и компромиссного реагирования; рассмотрение жалоб пациентов по вопросам, которые связаны с оказанием им медицинской помощи в данной больнице. Сказано в приказе № 502-н и о том, что в составе комиссии врачей могут создаваться специальные подкомиссии для осуществления конкретных функций, например, для проведения досудебного урегулирования конфликтов с пациентом. Подкомиссия по обжалованию действий должностных лиц поликлиники. Считаем целесообразным разработать и принять в больнице локальный правовой акт, который будет устанавливать порядок рассмотрения и обжалования действий сотрудников учреждения. Соответствующая подкомиссия врачей будет действовать в соответствии с принятым порядком. Документ должен быть основан на ряде нормативных актов, которые имеют отношения как к сфере здравоохранения, так и к порядку рассмотрения обращений граждан: ФЗ «Об охране здоровья», Кодекс административного судопроизводства РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» и др. В данном порядке рекомендуется отразить следующее: что такое нарушение интересов и прав пациента; какие решения должностных лиц медучреждения следует считать противоправными при оказании медицинских услуг; правила медицинской этики и деонтологии и ее нарушение медицинскими работниками. По какому поводу пациент может обратиться в больницу с жалобой. Также в порядке должно быть сказано о том, какие бывают обращения граждан, и по какому поводу пациент может обратиться в больницу с жалобой в рамках досудебного производства: несоблюдение в медицинском учреждении сроков получения медицинской услуг или предоставлений плановой медицинской помощи. Заключение врачебной комиссии в таком случае должно быть основано на соответствующем порядке оказания того или иного вида медпомощи, а также на сроках получения медицинских услуг. Об этом говорится в ст. 81 ФЗ «Об охране здоровья»; неоказание помощи пациенту, либо несвоевременное оказание медицинской помощи в экстренной форме. Как известно, отказ пациенту в оказании экстренной медпомощи не допускается, за подобные действия наступает уголовная ответственность медперсонала; отказ в оказании помощи пациенту в случае, если предоставление такой помощи предусмотрено программой государственных гарантий; требование представителя поликлиники о предоставлении документов, которые действующим законом не предусмотрены. Речь идет о разных справках, копиях документов и др.; медицинские работники отказали пациенту в принятии документов, предусмотренных законом, например, регистратура не приняла направление пациента из другой поликлиники на оказание высокотехнологичной медпомощи; пациент недоволен организацией медицинских услуг в конкретной больнице или ее отделении, а также недоволен качеством этих услуг; Если же говорить об основаниях в целом, то общим основанием для обращения с точки зрения законодателя является несоблюдение прав пациента на любом этапе оказания ему медицинской помощи. Действующий закон закрепило приоритет интереса пациента в качестве основополагающего принципа современного законодательства в сфере здравоохранения. Указывается, что основанием для жалобы и обращения больного является, в том числе нарушение этических и моральных норм со стороны врачей, неуважительное отношение к нему, а также оказание медицинской помощи с нарушением религиозных и культурных традиций пациента. К нарушениям в сфере охраны здоровья можно отнести нарушения, связанные с проектированием медучреждений, с некачественным уходом за больными при оказании им помощи, с некачественным обеспечением их комфорта при пребывании в больнице, а также с отсутствием условий, при которых родные пациента могут навещать его в медицинском учреждении. Серьезным нарушением со стороны государственных больниц является требование о внесении оплаты за оказанную медицинскую помощь пациенту. Как мы видим, существует множество вариантов нарушения прав пациента медицинскими работниками. Именно поэтому организация врачебной комиссии является целесообразным способом решения конфликтной ситуации.